Я рада приветствовать Вас на своей страничке!
Дать детям радость в учении-
это первая заповедь воспитания
(В.А.Сухомлинский)
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития
Учитель-дефектолог проводит занятия с детьми (5-7 лет ) по программе коррекционно-развивающего обучения с учетом методических рекомендаций
С.Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР .-Книга 1,2.- М. :Школьная Пресса, 2004) по следующим предметам: ознакомление с окружающим миром - 1 раз в неделю; развитие речи- 1 раз в неделю; формирование элементарных математических понятий (ФЭМП) -2 раза в неделю; обучение грамоте- 1 раз в неделю. Логопедическое занятие проводится по программе Н.В. Нищевой - 1 раз в неделю. Основная задача учителя-дефектолога - расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребёнка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществляет экологическое образование.
В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов.
Формы работы
Основные формы работы - дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия.
Длительность индивидуальных занятий - 20 мин., длительность подгрупповых занятий - 25 мин.
В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребёнка.
Рекомендации дефектолога родителям
- Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
- Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонационной выразительностью.
- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения.
- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте “Что он делает?” вместо “Он играет?”. Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово “или”. Например: “Мальчик прыгает или бегает”.
- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
- Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: “Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер” и т.д.
- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
- Если ребенок употребляет всего несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. НЕ ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Похвалите ребенка и продолжайте заучивать слова. После того, как ребёнок произнёс эти слова, введите 5 – 6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Работа с ребёнком должна проводиться в игровой форме, активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.